Консультация для родителей

 «Физкультура и логопедия»

                                                             Инструктор по физической культуре: Богдан В.В.

   Ряд учёных и логопедов-практиков отмечают, что если выполнение двигательных заданий сопровождаются речью, то это значительно повышает эффективность занятий как по развитию моторики (общей, мелкой, артикуляционной и мимической), так и по развитию речи.  Очень хорошие предпосылки для коррекции речевых нарушений дают такие методические приёмы, как озвучивание (или звукоподражание) и озвучивание движений. Это когда, выполняя то или иное игровое движение, ребёнок издаёт определённые звуки, имитирующие изображаемый им образ: гудит, как паровоз; шумит, как ветер; рычит как тигр или собака; шипит, как гусь; свистит, как кипящий чайник. Данный подход нашёл очень широкое и многолетнее  применение в авторском педагогическом Центре Н. Н. Ефименко. Практически все занятия у него с детьми звучащие. Где же, как не на занятии по физической культуре, на фоне мышечной активности и положительного эмоционального фона, проявлять себя детям в плане звукоподражания! Иногда можно пожертвовать даже музыкальным сопровождением, чтобы дать возможность детям более свободно и полно звучать на физкультуре и слышать это звучание. Если упражнение безмолвное, выполняется в тишине или под строгий академический счёт (раз-два-три-четыре), то оно теряет что-то очень важное, что несёт в себе в плане развития личности. Кстати, обращает на себя внимание и тот факт, что большинству воспитателей и специалистов дошкольных учреждений как раз больше нравится тишина на занятии, чем его естественная шумливость, наполненная естественными звуками.

Если летящий самолет, в высоком небе можно озвучить при помощи одного протяжного звука «у-у-у», то уборку медвежонком берлоги при помощи веника, уже применяется слово «вжик-вжик-вжик». Или, например, когда отважные дети – «зайцы» крадутся по поляне и подбадривают себя приговорками типа: «Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк! » На таких занятиях дети учатся произносить звукоподражательные слова и фразы с различной интонацией.

Закрепляя изучаемый звук в различных вариантах (изолированное произношение звука) в слогах, в словах, в предложениях, в чистоговорках и в текстах, разумно использовать сочетания звуков, слов, движения и мимики. Такой комплексный подход к «оживлению» воображаемого образа создаёт полноту восприятия и эффективно влияет на коррекцию речевого развития детей. Разрабатывая планы занятий по исправлению недостатков звукопроизношения и по закреплению изучаемого звука в лексической теме, используются игровые «звуки-образы». На основе этих образов составляется сценарии-сказки занятий. Например, во время изучения и закрепления звука [С] в игровых, в сказочных сюжетах используют такие образы : «Качаем носом колесо», слушаем, как «Шипит сердитый гусь», как «Сдувается воздушный шарик», «Дуем вместе с холодным ветром», «Поём песенку водички» и др.

Во время автоматизации звука [С’] обыгрываются такие образы: «Маленький насосик», «спили сосенку» (пила пилит и мягко свистит :с’-с’-с’)

Для автоматизации звуков[ З] и [З’] составляем сказку «Про комара, Пчелу, Пилу и Комарика» … Большой комар летит и звонко звенит своим твёрдым голосом: З-з-з-, маленький комаришко летит и мягким голосом звенит : з’-з’-з’)

Во время закрепления звука [Ш] на занятиях присутствуют: «Змея», «Песенка ветра», «Морской прибой», «Шум деревьев», «Песенка ручейка», «Воздушный шарик», «Спящая кукла», «Останавливающийся поезд» и д. р.

Во время закрепления звука [Ж], дети вместе с пчёлками собирают мёд, жужжат, как майский жук, отправляются в путешествие на самолёте.

А «Кузнечик- музыкант», «Крымские цикады» и «Весёлый паровозик» умеют петь звук [Ч].

Для постановки очень сложного звука [Р] обычно требуется много времени, терпения, и здесь совсем не обойтись без двигательно-игровых образов. Сначала с помощью зеркала, в статическом положении, а затем в движении дети тренируются в выполнении упражнений «артикуляционной гимнастики»: «Вкусное варенье», «Побелим потолочек», «Попрыгунчик – язычок», «Жабка – попрыгушка», «Зайка – попрыгайка», «Лошадки», «Остановим лошадку», «Кучер», «Грибок», «Автогонки»;

Д-д-д: «Барабан», «Дятел», «Поезд стучит колёсами», «Индюк гогочет»;

Т-т-т: «Стук в двери», «Дождик бьёт в окно», «Рассыпались бусинки», «Пулемёт», «Белочка стучит шишкой», «Зайчик стучит морковкой по пеньку»;

Чередование упражнений: т-т-т, д-д-д: «Постучим тихонько: т-т-т… », а теперь – громко, потому что нас не услышали: - д-д-д… .

Затем отрабатываем вибрацию звука [Р] в звукосочетаниях тр-р-р… и др-р-р… : «полёт майского жука:, тр-р-р, «Над речкой жужжит стрекоза»: тр-р-р; «Мотоцикл»: др-р-р; «Котик-Мурлыка»: др-р-р; «Вертолёт»: тр-р-р, др-р-р; «Трактор»: тр-р-р, др-р-р; «Машина»: тр-р-р, др-р-р; «Заведи мотоцикл»: тр-р-р; «Тигр»: р-р-р; «Сердитый Барс»: р-р-р; «Рёв мотора»: р-р-р; «Рычание волка»: р-р-р; «Заведи мотор большого самолёта»: р-р-р… и др.

Такие «ожившие» образы широко используются Н. Н. Ефименко и в занятиях дифференциацию (различие) звуков.

 

 

Советы для родителей.

Физическая активность детей.

Многие матери и отцы искренне убеждены, что дают своим детям все необходимое: хорошо кормят, красиво одевают, не жалеют для них ни сил, ни времени, ни денег. А спросите, что они делают для правильного физического воспитания ребенка, как его закаливают, занимаются ли с ним физкультурой. И окажется, что нежные, заботливые родители даже и не задумывались над этими вопросами.

Между тем мышечная активность, нужная и полезная людям всех возрастов, малышам жизненно необходима. Известно, что обмен веществ — непременное условие жизнедеятельности каждого организма. Импульсы, идущие от действующих, работающих мышц в мозг, положительно влияют на этот обмен, как бы подхлестывают его. А в детском организме процессы обмена особенно интенсивны. Вот и получается, что движение нужно ребенку ничуть не меньше, чем хорошая еда и крепкий сон.

Для маленького ребенка все вокруг — удивительный, неожиданный мир открытий и приключений. Все вокруг — увлекательная игра. И он бегает, прыгает, лазает не потому, конечно, что это полезно; для него движения — наслаждение, жизненная потребность. И мы должны не ограничивать, а поощрять естественную резвость детей. Только надо дать ей правильное направление, знать, что полезно малышу, а что может повредить.

Обязательно делайте с ребенком утреннюю зарядку — чем раньше это войдет у него в привычку, тем лучше. Только не забывайте золотое правило: никогда не требуйте от малыша того, чего сами не выполняете. Не надейтесь, что ваша дочка или сын будут охотно делать зарядку, если вы сами по утрам нежитесь в постели. Вставайте рядом, вам это тоже пойдет на пользу.

Прекрасно укрепляют детский организм подвижные игры на свежем воздухе. Еще до школы научите детей плавать — это очень полезно, так как вовлекает в работу почти все мышцы тела, которые имеют сколько-нибудь важное значение для формирования осанки. С 5—6 лет можно ставить ребенка на коньки. Занятия физкультурой учат малыша в совершенстве владеть своим телом, воспитывают у него чувство ритма, закаляют организм.

Ребенок в семь лет еще не полностью сформировался. Скелет его содержит много хрящевой ткани, суставы подвижны, связки растягиваются. Именно сейчас нужно укрепить мускулатуру и способствовать правильному формированию костного скелета. В семь лет еще не поздно «выровнять осанку», если она плоха, можно разогнуть спину, выпрямить пока еще податливый позвоночник. Поинтересуйтесь, правильно ли сидит ребенок за партой, не позволяйте ему носить портфель в одной только правой или левой руке — это может привести к искривлению позвоночникаЕжедневная утренняя гимнастика, прогулки, игры и спорт на воздухе — вот минимум физкультуры, необходимой школьнику.

 Помимо этого, ребята занимаются на специальных уроках. Но часто некоторые мамы почему-то решают, что занятия физкультурой — непосильная нагрузка для их ребенка. Они ходят, просят, и подчас учителя, устав от такой настойчивости, сдаются и позволяют школьнику не посещать уроки физкультуры. Но посмотрите, о ком идет речь: как раз о той сутулой девочке, которой эти занятия нужны гораздо больше, чем ее однокласснице-гимнастке — та и вне школы достаточно времени уделяет спорту. Вот и получается, что вместо пользы жалостливые родители приносят ребенку вред.

 С 5—6 лет дети начинают бегать на коньках, плавать.  Девочкам особенно полезна художественная гимнастика, формирующая хорошую фигуру, делающая их статными, ловкими, грациозными.

Не нужно, чтобы ваша дочь или сын увлекались только одним каким-нибудь видом спорта, сейчас им важнее общее физическое развитие. Пусть они любят и плавание, и волейбол, и коньки. А вы, родители, интересуйтесь их спортивными успехами не меньше, чем отметками по математике или чистописанию. Следите за тем, чтобы никакие дела и обязанности не вытесняли из расписания дня детей зарядку, прогулки и спорт.

В подростковом возрасте, когда начинается половое созревание, происходит перестройка деятельности многих систем и органов, на организм ложится особенно большая нагрузка, потому очень важно поддержать ребенка, укрепить его физические и душевные силы. Подросткам необходимо как можно больше бывать на свежем воздухе, заниматься спортом. При этом нужно соблюдать непременное условие: дети не должны переутомляться. В эти годы всякие перенапряжения чреваты опасными последствиями для организма. Попробуйте этот естественный возрастной интерес к внешности сделать своим союзником. Объясните, что физкультура — не скучная выдумка родителей и педагогов, а прекрасное средство стать сильным, стройным, красивым.

 

 

 

 

Методическая разработка.

 

 

 

«За здоровьем в детский сад»

 

 

 

                                                                                                              автор: Богдан В.В.

 

                                                                                                                                              должность: инструктор по

 

                                                                                                                                              физической культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая  разработка  « За здоровьем в детский сад»

 

Тематическая     утренняя     гимнастика

 

 

 

Данная разработка может быть полезна работникам системы дошкольного образования, а также представляет интерес для родителей дошкольников.

 

   Важнейшей задачей ДОУ является приобщение детей к здоровому  образу жизни. Большую роль в решении  этой задачи отводится физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме дня.

 

   Существенную роль в оздоровлении организма  ребенка и в формировании привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями принадлежит утренней гимнастике.

 

   С целью развития интереса к утренней гимнастике в детском саду, усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, формы утренней гимнастики нужно и важно варьировать, менять, составляя комплексы из ранее разученных физических упражнений в непосредственно образовательной деятельности детей.

 

   Учитывая психологические и физические возможности детей дошкольного возраста, зная, что детям очень нравится играть, имитировать и подражать движениям животных, я сочинила слова и подобрала под них движения для  проведения утренней гимнастики.

 

   Результативность использования предложенной мною формы утренней

 

гимнастики: Создаётся радостный эмоциональный подъём «пробуждения» организма ребенка, воспитывается привычка к ежедневным физическим упражнениям, развиваются все группы мышц, координация движений, сила. Использование художественного слова повышает эффективность выполнения физических упражнений и положительного влияния на весь организм. Высокая моторная плотность и физическая нагрузка

 

  

 

Цель утренней гимнастики: создание условий для оздоровления организма посредством выполнения комплекса физических упражнений.
   Задачи утренней гимнастики:

 

Образовательные:
-создать условия для формирования основных двигательных умений и навыков;
- обеспечить условия для формирования устойчивого интереса к утренней гимнастике;
- создать условия для формирования готовности детей к совместной деятельности;
-способствовать развитию самостоятельности и инициативы;

Развивающие:

-способствовать развитию у детей координации сенсорных систем;
- создать условия для побуждения детей к речевой активности;
- способствовать развитию у детей двигательной, слуховой, долговременной памяти;
- создать условия для развития распределения и переключения внимания;
- способствовать развитию навыков взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать друг друга;
- воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности;
- создать условия для радостного настроения, дать детям эмоциональный заряд на предстоящий день;